Группа заинтересованных в робототехнике в ВК

19 марта 2017 г.

Робофест 2017 - 1 место в номинации "Проект" направления FLL

IX Всероссийский робототехнический фестиваль "РобоФест-2017"


(+ статья)
15,16,17 марта в павильоне 75 ВДНХ ЭКСПО прошёл один из крупнейших в Европе и один из самых масштабных в мире фестивалей научно-технического творчества «РобоФест-2017».
В этом году "РобоФест" впервые собрал рекордное количество участников — около 5000 школьников и студентов из 65 регионов России, Казахстана и Белоруссии. На арене площадью 14 000 кв. м более 1300 команд продемонстрировали свою подготовку и навыки в решении технических задач. 



Ежегодно с 2009 года мероприятие собирает лучших участников научно-технического творчества в возрасте от 6 до 30 лет, которые представляют свои уникальные разработки, позволяя возродить престиж инженерных профессий в России и привить интерес к ним со школы, решая тем самым задачу ранней профориентации детей. Участники «РобоФеста-2017» соревновались в 22 дисциплинах. Победители по некоторым направлениям представят Россию на международных робототехнических соревнованиях в США, Европе и Азии.
Помимо традиционных дисциплин фестиваля, в этом году введены и новые. Так, впервые в рамках «РобоФеста» прошли соревнования «Аэронет». Направление представляет собой новый тип соревнований для школьников 7-11-х классов. В его рамках ребята продемонстрируют свои навыки по сборке и настройке беспилотных летательных аппаратов.
Также впервые участники «РобоФеста» в возрасте от 16 до 30 лет соревновались в новой дисциплине «Роботлон». Эти соревнования посвящены разработке мобильных роботизированных систем, оснащенных системами технического зрения и искусственным интеллектом. Темой заданий «Роботлона» текущего года является создание роботов для выполнения разведывательных и спасательных миссий, особенно востребованных при освоении дальнего космоса и основании человеческих колоний на других планетах.
На фестивале прошел финальный этап Всероссийской олимпиады по робототехнике для школьников. Более 500 финалистов региональных отборов в рамках проведения Всероссийской олимпиады школьников по физике приняли участие в направлении «РобоКарусель» на РобоФесте 15 марта и выполнили задания по физике в МГУ им. М.В.Ломоносова 17 марта.
Победителями олимпиады могут стать около 15 ее участников, около 50 — призерами. Победители олимпиады смогут претендовать на зачисление на физический факультет МГУ без экзаменов, а призеры – на получение 100 баллов на внутреннем экзамене МГУ при поступлении. Другие российские вузы также предоставляют льготы победителям этой олимпиады.



От нашей области поехали команды школ 33, 56, 18, 23, 17, Школы Будущего, ДЮЦ Гурьевска. Все команды шли по разным направлениям: Lego и Arduino.

На фестивале в направлении First Lego League (FLL) от нашей области выступила команда МАОУ СОШ № 33 «H2O» в составе: Борсуков Сергей (6кл), Завацкий Артём (4кл) и Чопик Владислав (4кл), под руководством Замятиной Ольги Владимировны, учителя информатики МАОУ СОШ № 33. Мы впервые участвовали в «Робофесте». Тем не менее, сумели завоевать 1 место в номинации «Проект» направления FLL (одну из 5 главных наград).

В нашем направлении FLL участвовало 50 команд с разных регионов России, а также с Казахстана, Белоруссии. Каждой из команд необходимо было за 3 дня показать не только игру роботов, но и представить себя как команду и защитить проект по теме «Животные-Союзники» (Animal Allies).
Ежегодно тема лиги меняется. В этом году она посвящена братьям нашим меньшим, животным вокруг нас. Поле для игры – «отличный пример лишь небольшой части нашей совместной замечательной истории сосуществования. Работая над миссиями, обратите внимание на те многочисленные инновации и технологии, которые позволяют нам делиться с животными знаниями, дружбой, помощью в наших повседневных заботах, защищая, развлекая и любя друг друга». Среди миссий на поле для роботов были: перемещение акулы (небольшой аквариум нужно было транспортировать в область «самолета», при этом акула не должна упасть и касаться стенок аквариума.
«Люди с нарушениями зрения обычно становятся очень внимательными, когда дело доходит до перехода дороги, однако им трудно определить приближающуюся машину. Поэтому эта обязанность передаётся собаке-поводырю! Если приближается машина, собака остановится и сядет. Робот должен проехать мимо незрячего человека, а собака – сделать свою работу». Кроме этого участники могут «покормить» присутствующих на поле животных, но для этого сначала надо опустошить технологичных холодильник, выдающий еду порциями при нажатии на кнопку сзади или отодвигая поддон, чтобы еда выпала. Но просто выпавшая еда в зачет не идет. Ее обязательно надо развести к животным.
Среди заданий есть установка протеза свинке и отвоз ее на ферму, биомимикрия – повесить белого геккона на рампу, а заодно и пристроить на нее самого робота. Если модель робота смогла оторваться от поля и не сломать рамку, то начисляются очки.
Всего заданий 15, но их не так уж и легко выполнить! 


Кроме оценки игры роботов, которая происходила на третий день соревнований, в предыдущие два дня участники проводили презентацию своего робота, рассказывали о его конструкции и стратегии работы. Оценке со стороны судей подвергалась и сама команда. Участникам необходимо было за 5 минут показать на сколько слажена команда и как придерживается базовым ценностям игры. «Базовые ценности – это сердце FIRST® LEGO® League. Узнавая об этих ценностях, участники учатся, что соревнования и общая победа – это не разные цели, что взаимопомощь – это основа работы в команде», среди них:
• Мы знаем, что у наших тренеров и наставников нет ответов на все вопросы, мы учимся вместе.
• Мы уважаем дух дружеских соревнований.
• Нам важнее учиться, а не побеждать.
• Мы делимся своим опытом с другими.
• Мы демонстрируем Благородный профессионализм® и Сотрудничество® во всем, что
мы делаем.
• Мы занимательно проводим время!

Четвертой номинацией, по которой выступает команда для оценки – проект. Ребятам «дома» нужно было выбрать ситуацию, в которой взаимодействуют люди и животные, а потом определили какую конкретно проблему они хотят решить. Были предложены варианты для обсуждения (или можно было предложить свой вариант):
• Животным наносится неумышленный вред действиями, помогающими людям;
• Воссоздание естественной среды обитания в помещениях;
• Кормление;
• Поиск подходящего обогащения для конкретного животного;
• Лечение раненых или больных животных;
• Что делать с помётом животных;
• Природные инстинкты животных случайно ранят людей;
• Сохранение исчезающих видов;
• Транспортировка.

За время фестиваля мы увидели проекты, посвященные кормлению диких животных в холодное время года (открывающаяся кормушка с едой, чтобы птицы не склевали корм), автомат из лего, спасающий морских котиков из пут сетей, устройство по очистке дна корабля от креветок и многие другие.
Наш проект отличался от других тем, что мы не использовали конструктор Lego (или любой другой) для своей работы. Главной целью у нас было – информирование население о правилах поведения с животными. «Здравствуй, новый друг» - именно так гласит наша брошюра с первого листа.
В нашей уникальной области мы уже привыкли видеть, как на Куршской косе выходит стайка кабанов, которая просит их покормить. А кто видел «постовых» лис на границе с Литвой и Польшей? А кто их кормил? Чем? На последний вопрос мы все знаем ответ – их кормят бутербродами. А вы знаете, что их это вредно? А то, что дикие животные, которые не бояться человека в большинстве переносят бешенство (не говоря о других заболеваниях)? Вот то-то же. Наш проект мы и посвятили правилам, которые нужно придерживаться каждому, чтобы не нанести вред ни себе, ни животным.
Нас проконсультировал ветеринарный врач вет.клиники, рассказал об опасности, подстерегающей нас при взаимодействии с животными, животных, при нашей помощи. Также об общении с домашними питомцами: собаками, кошками и другими. Не все они настроены дружелюбно к чужим людям, да и мы сами нередко не умеем обращаться с ними. В первую очередь человек думает о своих потребностях погладить животное или сфотографироваться с ним, и только получив от животного пару царапин, может задуматься, что что-то сделал не верно.
Предусмотреть и предупредить о возможных последствиях – вот была наша задача.
Свою брошюрку – двусторонний лист формата А4, сложенный до А6, мы раздали по школе и передали часть в ветеринарную клинику для посетителей. Много брошюрок было роздано и на самом фестивале.
Жюри отметили нашу работу именно за ее оригинальную мыль и простоту воплощения, массовость. Даже попросили дополнительные экземпляры, чтобы поделиться со своими родными.

Каждая из 4 номинаций оценивалась жюри в специальном листе. Кроме оценки игры роботов мы не знали о результатах других номинаций. Лишь на 3 день был вывешен список команд, прошедших во второй этап защиты проектов. Их было 9. Ребята еще раз защитили свой проект. Лишь в конце необходимо было ответить на вопросы жюри на английском языке (это необходимо было сделать по правилам направления, так как победители могут поехать на международный этап «Робофеста» в США). Тут наша команда могла лишь ответить по-немецки, что испытывает сложно в понимании английского языка, так как участники команды изучают лишь немецкий язык. 


Именно поэтому для нас стало полной неожиданностью, когда на сцене назвали нашу команду как победителя номинации! Еще две команды заняли 2 и 3 место, остальные 6 из списка лучших проектов удостоились дипломов с поощрительными номинациями.
За победу в направлении нам вручили Lego-кубок (собранный из деталей Lego – это официальный кубок направления), медали за 1 место, дипломы и призы – набор (основной + ресурсный) Lego Mindstorms EV3.

Ура! Победа! Мы очень рады и благодарны судьям, за их оценку наших сил. Огромная благодарность организаторам фестиваля, их партнерам. Было очень приятно участвовать в таком невероятном фестивале. Сама организация мероприятия на 1500 команд достойна уважения.



С Сергеем Александровичем Филипповым - лучший автор книг по образовательной робототехнике.

  











Комментариев нет: